Кажется, это не нереально. Это фантастика. Этого не может быть. Отправится в одиночку в такое путешествие на автомобиле, выпущенном почти сто лет назад, рискнет не каждый. Для этого, наверное, надо быть авантюристом, романтиком, мечтателем и путешественником.
Австралиец Константин Мандилас решился на путешествие из Мельбурна в Москву на автомобиле Ford-T 1913 г.в. Он посвятил свое путешествие 100-летию двух грандиозных автомобильных пробегов, один из которых был осуществлен австралийцем Фрэнсисом Бертлзом через Австралию, а другой – россиянином Андреем Нагелем из Санкт-Петербурга в Монако и 70-й годовщине установления дипломатических отношений между Австралией и Россией.
До него еще никто не проезжал на старинном автомобиле из Австралии в Россию через Африканский континент. Константин решил ехать по этому маршруту, потому что это наиболее интересный и сложный маршрут, а также потому, что Африка является одним из тех мест, где можно ощутить все то, что чувствовали участники первых дальних автопробегов эпохи становления автомобилизма.
Автомобиль Ford-T, на котором путешествует Константин, не подвергался значительным модификациям. У него родной мотор, родная трансмиссия, родная система зажигания, деревянные спицы и обод колеса. Машина заводится вручную, с помощью пусковой рукоятки. Ford T вплоть до 1919 года не комплектовался электростартером. У автомобиля нет передних тормозов. В целях безопасности были установлены усиленные механические задние тормоза «Rocky Mountain», которые можно было дополнительно приобрести во времена Модели Т в начале прошлого века. Фары - газовые. Со стороны водительской двери стоит ацетиленовый генератор, в который закладываются куски карбида и заливается вода. Газ по трубкам поступает в фары, которые зажигаются вручную - спичкой. Карбида у Константина нет, он вставил электрические лампочки и запитал их от аккумулятора.
Управлять машиной не просто. Совсем другой алгоритм, не привычный современному водителю. Педаль газа заменяет рычаг под рулем. Под ногами три педали: тормоз, педаль заднего хода и переключение двух скоростей. Из приборов только термометр на пробке радиатора. Константин говорит, что еще есть спидометр, но он сейчас снят и убран. На левом колесе есть шестерня для его привода.
Константин Мандилас стартовал 21 октября 2011 года в Мельбурне от Королевского выставочного центра, где в эти дни проходила выставка старинных автомобилей «Мотоклассика». Первый участок пути по австралийскому континенту протяжностью 3550 км от Мельбурна до города Перт был пройден без происшествий, что позволяло надеяться, что машина выдержит предстоящее путешествие.
Путь по Индийскому океану Форд-Т преодолел в контейнере на корабле.
В Африке путь лежал по восточному побережью от Дурбана (ЮАР) до Порт-Судана через Мозамбик, Малави, Танзанию, Кению и Эфиопию. Африканская жара постоянно требовала увлажнять дерево колес, чтобы они не рассохлись и смогли выдержать путь. На одном из участков бездорожья оторвалось заднее крыло. Иногда приходилось спать в машине, потому что рядом не было гостиниц. Были проблемы с топливом. Самый дорогой бензин был в Малави. «Это бедная страна и там бензин купить на официальных заправках практически не возможно. Брал на черном рынке» - рассказывает Константин. Самый дешевый бензин был в Иране.
Отказ Саудовской Аравии дать транзитную визу внес коррективы в планы. Пришлось искать альтернативные варианты. В Москву к 16 июня 2012, как предполагалось, уже не успеть.
16 июня было выбрано для финиша не случайно, это дата первого контакта между Австралией и Россией в 1807 году. Форд-Т отправился из Судана до Ирана кораблем.
От порта Бендер-Аббас в Персидском заливе началась азиатская часть путешествия.
Константин проехал Иран, Армению, Грузию. Дальше путь лежит по Военно-Грузинской дороге через Кавказские горы в Россию: Ростов-на-Дону, Воронеж, Тула.
16 сентября Константин финишировал в Москве на Васильевском спуске.
Пройдено порядка 16,5 тысяч километров, 12 стран и 4 континента.
Константин был в пути почти год.
Пообщаться с Константином Мандиласом можно будет на Олдтаймер-галерее Ильи Сорокина с 27 по 30 сентября в Крокус Экспо.